четверг, 20 сентября 2012 г.

Многообразие путей и форм развития общества


Домашняя работа по тексту
А.Тойнби. Острые проблемы современной цивилизации.

1.Как автор оценивает взгляд на историю общества ,как на единый процесс? Выделите в тексте эту оценку.

Ответ:
Автор считает,что правильнее оценивать общество не как единый процесс,так как "Ложная концепция «единства истории» на базе западного общества имеет еще одну неверную посылку  – представления о прямолинейности развития."

2. Что автор называет "вызовом истории"?
Ответ:
Автор называет "вызовом истории" испытания,некоторые трудности,которым подвергаются разные виды обществ,сами люди.
3. Как разные общества реагируют на "вызовы"?
Ответ:
Одни сразу же погибают,вторые выживают,но они очень и очень слабы,третьи напротив после "вызова истории",готовы к новым испытаниям,четвёртые следуют за более приспособленными первопроходцами.
4. Приведите собственные примеры к тезису о различных вариантах ответов на вызовы.
Ответ:
Например,три разных ученика получили двойку по какому-либо предмету. Один ученик после этого посчитал,что это просто не его предмет и спокойно, без всяких усилий,начал дальше сидеть на уроке, будто бы ему двойку не ставили,другой ученик обиделся на всех и вообще перестал учиться,а третий ученик выучил всё так,что уже на следующий урок перездал на отлично.
5. Какая аналогия более точно соответствует взгляду автора на исторический процесс:
-паровоз с вагончиками,следующий по рельсам в одном направлении;
-паровоз,от которого по пути отцепляются вагончики;
-паровоз,который при повороте стрелки уходит в одну сторону,а вагоны-в другую?
Ответ:
Мне кажется,что "паровоз,от которого по пути отцепляются вагончики" наиболее точно соответствует историческому процессу,так как в результате испытаний,происходит разделения и изменения.  Например,одни общества выживают,другие нет.


Существует несколько подходов к истории: цивилизационный,формационный подходы.
Цивилизационный подход:
Составители: А.Тойнби,У. Ростоу и другие.
При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор(религии,миропонимания,мировоззрения,исторического развития,территориальной расположенности,своеобразие обычаев,традиций и т.д.).
Формационный подход:
Составители: К. Маркс,Ф. Энгельс,В.И. Ленин
При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации,основой которых является базис(экономические отношения),а всё остальное называется надстройкой. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.
Но не на все государства можно распространить критерии формационного подхода. Так же в данном подходе недооцениваются духовные факторы.
Теория постиндустриального общества(Д.Белл)
-Доиндустриальный тип(состояние человека с нетронутой,не преобразованной человеком природой).
-Индустриальный тип(состояние человека с уже освоенной природой)
-Постиндустриальный тип(взамен отношений человека с природой выходят отношения между людьми)
Доиндустриальный тип так же называется традиционным и аграрным,а постиндустриальный тип называется информационным.
Теория модернизации(О.Тоффлер)
-Два вида обществ:традиционное и современное.
-Процесс перехода от традиционного общества к современному и называется модернизацией.
Традиционное,индустриальное и информационные общества имеют сои признаки:

Источник: Обществознание.про.


Работа над ошибками.


1 комментарий:

  1. Катя, я бы слегка изменила формулировку задания. К примеру, на такую: "к каждому типу общества подберите по 4 признака". Или на такую: "соотнесите типы обществ и их признаки". А в остальном молодец, очень нравится Ваш творческий подход к выполнению заданий!

    ОтветитьУдалить