четверг, 24 октября 2013 г.

Производитель в экономике



Одна из важнейших социальных ролей личности — это роль производителя. В условиях перехода к новому, информационно-компьютерному, технологическому способу производства от труженика требуется не только высокий уровень образовательной и профессиональной подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд все более наполняется творческим содержанием, что требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне (начальник, мастер, контролер продукции), сколько самодисциплины и самоконтроля. 

Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации за каждым гражданином России закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 
Бизнес (англ. business — дело, занятие, торговля) – это экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды. Данная деловая активность направлена в конечном счете на совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами. 
Предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг. 
Понятие бизнеса отличается от понятия предпринимательства именно тем, что к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности. 
Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательством, а ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском. 
В предпринимательстве выделяют субъекты — частные лица, различные ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы), государство и объекты — любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами. 
Главным субъектом, реализующим на практике предпринимательскую деятельность, выступают предприниматели, которых можно условно разделить на две большие группы: юридические лица и индивидуальные предприниматели. 
Отдельными видами деятельности (банковской, страховой) юридические лица вправе заниматься только на основании специального разрешения — лицензии. 
Классификация юридических лиц возможна по различным основаниям. Наиболее распространенной является разделение юридических лиц в зависимости от главной цели их деятельности: 
— коммерческие юридические лица имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (предприятия связи и транспорта, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, организации бытового обслуживания). 
— некоммерческие юридические лица не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли (финансируемые из различных бюджетов учреждения (больницы, школы, институты), потребительские кооперативы, благотворительные фонды). 
В зависимости от содержания деятельности различают следующие виды предпринимательства. 
Виды предпринимательства: 

1) производственное предпринимательство - осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей; 

2) коммерческое предпринимательство - состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции; 

3) финансовое предпринимательство - является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги; 

4) посредническое предпринимательство - проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны; 

5) страховое предпринимательство - особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая. 

Все виды предпринимательства направлены на получение дохода. 
Предпринимательство существует в разных формах. 
Формы предпринимательства (классификации по различным признакам): 

1) По признаку объектов предпринимательства: 
- малый бизнес (до 50 человек) - франчайзинг (от фр. franshise — льгота) — это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной форме. Венчурная (от англ. venture — рискованная затея) фирма — это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка; 
- средний бизнес (до 500 человек) - он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя; 
- крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) - отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию. 

2) По типу фирм: 
- индивидуальное, или частное предпринимательство - бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность, и у него невелик капитал; 
- товарищество, или партнерство - бизнес, которым владеют два и более человек. Они принимают совместные решения и несут личную имущественную ответственность за ведение дела; 
- кооператив - похож на партнерство, но имеет большее число пайщиков; 
- корпорация - совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация — акционерным обществом (АО). 
В основе регулирования предпринимательской деятельности и возникающих при этом хозяйственно-правовых отношений лежит ряд принципов. 
Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность: 
- свобода предпринимательской деятельности; 
- инициативная и самостоятельная деятельность; 
- получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности; 
- юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности; 
- законность в предпринимательской деятельности; 
- свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности. 
Государственное регулирование предпринимательской деятельности: 
— прямое регулирование — необходимость государственной регистрации предпринимателей, получение лицензии как условие осуществления лицензируемого вида деятельности, получение сертификата в случае обязательной сертификации продукции, товаров и услуг; 
— косвенное регулирование — предоставление льготных кредитов, льгот по налогообложению. 
Ученые-экономисты выделяют три основные функции предпринимательства: 
— ресурсная — соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое; 
— организационная — использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода; 
— творческая — использование новаторства в деятельности. 
Любая предпринимательская деятельность связана с неизбежными издержками производства. 
Издержки производства — это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства. 
Экономические издержки — это те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т. д.), чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в других производствах. Данные выплаты делятся на внутренние и внешние. 
Экономические издержки: 
-Внутренние (или неявные) 
-Внешние (явные, бухгалтерские) 
Стоимость собственного ресурса 
Равны денежным выплатам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс, если бы его собственник вложил его в чужое дело 
Выплаты поставщикам трудовых ресурсов, сырья, топлива, услуг и т. д. 
Сумма денежных выплат, которые фирма осуществляет для оплаты необходимых ресурсов 
Постоянные издержки 
Та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции (арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация) 
Переменные издержки 
Та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т. п.) 
Экономическая прибыль — это разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками. 
Такой подход к прибыли позволяет оценить возможность существования предприятия (покрывает ли выручка не только внешние, бухгалтерские, но также внутренние издержки). Превышение денежных поступлений над суммой экономических издержек означает, что предприятие имеет чистую прибыль, его существование оправдано, оно может успешно развиваться. 
Бухгалтерская прибыль — это разница между совокупной выручкой и бухгалтерскими издержками. 
Экономическая прибыль ориентирует предпринимателя не просто на получение дохода, но на сравнение этого дохода с тем, который мог бы быть получен в результате альтернативного применения имеющихся ресурсов. Например, предприниматель, организовав производство, получил бухгалтерскую прибыль 30 000 руб. А если бы он положил деньги в банк, то получил бы 40 000 руб. в виде процента. Отсюда, если бухгалтерская прибыль оказывается меньше, чем экономическая прибыль, учитывающая альтернативные издержки, то применение ресурса следует считать, с точки зрения предпринимателя, неэффективным. 
Различное понимание прибыли фирмы экономистами и бухгалтерами приводит к различным выводам о положении дел на предприятии. 
Для подсчета действительной величины издержек и прибыли следует использовать бухгалтерский метод. Для принятия же решений о выборе одного из альтернативных вариантов вложения ресурсов приемлем лишь экономический метод подсчета издержек. 
Любой владелец предприятия стремится увеличить размеры прибыли. Ради этого он совершенствует технологию и организацию производства, стимулирует повышение производительности труда работников, вводит режим экономии ресурсов. Эти меры ведут к снижению величины всех издержек и способствуют росту прибыли.
Источник
Производитель в экономике

Комментариев нет:

Отправить комментарий